Технология приготовления овощного салата 5 класс

Тема: «Овощи. Приготовление овощного салата»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Урок технологии по теме «Овощи. Приготовление овощного салата» для 5 класса Цели: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд. Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд. Задачи: получить новые сведения о знакомых овощах; познакомиться со способами первичной обработки овощей; узнать способы приготовления блюд из овощей;научиться приёмам нарезки овощей; приготовить салат «Винегрет».

Скачать:

Вложение Размер
kopiya_ovoshchi__urok_v_5_klasse.docx 40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель технологии Рысева Юлия Владимировна

Урок технологии (5 класс)

Тема: «Овощи. Приготовление овощного салата»

Цели : дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд. Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.

Ваше настроение до урока (2 слайд)

Задачи: ( 3 слайд)

  • получить новые сведения о знакомых овощах
  • познакомиться со способами первичной обработки овощей
  • узнать способы приготовления блюд из овощей
  • научиться приёмам нарезки овощей
  • приготовить салат «Винегрет»

Межпредметные связи : история, биология, математика, русский язык.

Методы обучения : рассказ, беседа, игра, практическая работа.

Практическая работа : приготовление салата «Винегрет».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи для нарезки овощей, овощерезки, разделочная доска; продукты для приготовления и дегустации салата «Винегрет», предметы для сервировки стола.

На доске выписаны термины: овощи, соломка, кубики, ломтики, кружочки, первичная обработка. Таблицы: «Способы нарезки овощей», «Первичная обработка овощей» технологические карты приготовления салата

План урока: (4 слайд)

  1. Отгадай!
  2. Знакомые-незнакомцы
  3. Викторина
  4. Способы первичной обработки овощей
  5. Способы нарезки овощей
  6. Физминутка для глаз
  7. Винегрет
  8. Что запомнили?
  9. Пословицы и скороговорки о еде

1) Организационный момент.

2) Целеполагание. Чему научимся на уроке? Что узнаем нового?

Вступительное слово учителя. Этот урок будет интересен и полезен тем, что вы узнаете о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека, сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.

1. Отгадай! Кроссворд на тему «Овощи» (5 слайд)

1. Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу целый день, а рубашка зелена, вся на солнышке она (редиска).

2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка).

3. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка (тыква).

4. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).

5. Маленький, горький луку брат (чеснок).

6. Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свёкла)

7. Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил Егорушка плакать без горюшка (лук).

8. Красный нос в землю врос (морковь).

9. Её тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой (репа)

Учитель демонстрирует различные овощи, учащиеся называют их, выясняют, какие овощи знают, какие нет. Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно. Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем. Все мы любим овощи, и не задумываемся, откуда они пришли к нам, с каких времен появились.

Чем полезны овощи? (6 слайд)

Основные группы овощей (7 слайд)

  • КОРНЕПЛОДЫ ( перечислите )
  • КЛУБНЕПЛОДЫ ( перечислите )
  • ЛИСТОВЫЕ ( перечислите
  • ТЫКВЕННЫЕ ( перечислите )
  • БОБОВЫЕ ( перечислите )
  • ПАСЛЕНОВЫЕ( перечислите )
  • ЛУКОВИЧНЫЕ ( перечислите)
  • ПРЯНОСТИ( перечислите )

Знакомые незнакомцы (8 слайд)

4 ученицы делают сообщения о помидоре картофеле (9 слайд), капусте (10 слайд), моркови (11 слайд), о луке, чесноке(12 слайд), редисе (13 слайд) , перце (14 слайд).

Викторина (15 слайд)

  • У каких овощей едят корни, клубни? (морковь, свекла, картофель, лук, редис…)
  • У каких овощей едят листья? (капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)
  • У каких овощей едят цветы? (цветная капуста)
  • У каких овощей едят плоды? (томат, огурец…)
  • У каких овощей едят семена? (горох, фасоль, кукуруза…)
  • С каких овощей срезают кожицу? (картофель, репа…)
  • С каких овощей соскабливают кожицу? (молодой, картофель, морковь, петрушка)
  • Какие овощи едят мытыми? (все)

В процессе беседы выясняем с учащимися, какие блюда можно приготовить из овощей:

  1. Способы первичной обработки овощей (16 слайд)

Изучаем этапы первичной обработки:

  • Отбирают (сортируют)
  • Тщательно моют (иногда просушивают)
  • Очищают от кожуры (если необходимо)
  • Нарезают или натирают на терке, или измельчают другим способом (?)
  1. Способы нарезки овощей (17 слайд)

Знакомимся со способами нарезки:

Какие формы нарезки овощей вы видите?

Рассказ о механизмах и приспособлениях по очистке, нарезке овощей разной формы, о предприятиях общественного питания, профессии «повар».

Способы приготовления блюд из овощей (18 слайд)

— Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

— Что такое салат?

19 слайд. Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей (без свеклы), в состав которого входит заправка сметаной или майонезом. Свекла входит в разновидность салата – винегрет.

Найди продукты для салата (20 слайд)

Прежде, чем приступить к практической работе, повторяем с учащимися правила личной гигиены, правилами безопасности труда.

Техника безопасности (21 слайд)

1. Во время приготовления пищи проветривать помещения.

2. Овощи нарезать только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед

4. Режущие инструменты держать только во время работы лезвием вниз, не ходить по помещению с ножом в руках.

5. По окончании работы инструменты класть на определенные места.

Правила санитарии (22 слайд).

  1. Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава
  2. Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом и щеткой, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.
  3. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.
  4. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.
  5. Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.
  6. Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.

Физминутка для глаз (23 слайд)

Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. (Повторить 4 раза).

IV. Практическая работа

Дежурный, пользуясь памяткой и карточкой, приготовил инвентарь и посуду.

Инвентарь и посуда (2 бригады): ложки-6шт., ножи-4 шт., доски ОВ-4 шт., доски «Хлеб»-2 шт., тарелки-4 шт., салатница-2 шт.

  1. Подготовить рабочие места.
  2. Проверить санитарное состояние учащихся.
  3. Получить у учителя инструктивные карты и карточку-перечень для сортировки стола.
  1. Убрать и проверить помещение.
  2. Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.

Учитель сообщает, что готовить будут салат «Винегрет» иностранного происхождения. Царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.

Показывая практически нарезку овощей, учитель и ученики готовят салат, пользуясь технологической картой приготовления салата.

24-25 слайд. Технология приготовления салата «Винегрет овощной».

  1. Сваренные картофель, морковь, свеклу очистить от кожицы и нарезать кубиками. Промытые и очищенные огурцы нарезать кубиками, квашеную капусту отжать, лук нашинковать.
  2. Соединить овощи, посолить, заправить растительным маслом .
  3. Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зеленью, украсить овощами.

Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям

Сервировщики накрывают стол скатертью и расставляют приборы: тарелки, вилки, салфетки. Готовые, красиво оформленные салаты ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда и делят салат на порции.

При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами. Мойщики моют посуду, убирают в шкаф. Дежурный сдает учителю инвентарь и посуду.

Заключительный инструктаж

  1. Анализ технологии приготовления и готовых салатов
  2. Отметить активное участие учащихся в приготовлении салата, оценивание каждого
  3. Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе

Уборка рабочих мест, спецодежды

Ответьте на вопросы (26 слайд)

  • Какие основные группы овощей вы знаете?
  • Какой овощ содержит самое большое количество витамина С ?
  • Какие способы приготовления блюд вы знаете?
  • В чем заключается первичная обработка овощей?
  • Какие формы нарезки вы узнали?

Закончите пословицы о еде (27 слайд)

  • ДОРОГА ЛОЖКА К ………………обеду
  • НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А…………пирогами
  • СЕДЬМАЯ ВОДА НА …………..на киселе
  • НЕ СОЛОНО ………………..хлебавши
  • ЩИ ДА КАША …………………..пища наша
  • СОЛОВЬЯ БАСНЯМИ …………..кормят

СКОРОГОВОРКИ (28 слайд)

  • КЛАЛА КЛАВА ЛУК НА ПОЛКУ, КЛИКНУЛА К СЕБЕ НИКОЛКУ.
  • СВЕКЛА У ФЕКЛЫ СОХЛА И МОКЛА . СОХЛА И МОКЛА ПОКА НЕ ПОБЛЕКЛА.
  • ПОСАДИЛ ДЕД ЛУК, ОТРАСТИЛ ЛУКУ ЧУБ. УВИДАЛ ЛУК ВНУК, ОБОРВАЛ ЛУКУ ЧУБ.

«Овощи на столе – здоровье на 100 лет» (29 слайд)

4. Итог урока

— Итак, салаты – это легкое, вкусное и питательное блюдо. Салаты подаются к мясным и рыбным блюдам. Природа щедро одарила их ценными полезными веществами и богатством красок.

— Как вы понимаете цитату “Овощи на столе – здоровье на сто лет”?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Домашнее задание. (30 слайд)

Подобрать рецепт холодного блюда из овощей и оформить его на альбомном листе

Можно взять рецепт у мамы, бабушки, тети, подруги.

Источник

Конспект урока по СБО в 5 классе на тему: «Приготовление салата, винегрета»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект урока разработан для 5 класса по предмету социально-бытовой ориентировке. Раздел питание, тема «Приготовление салата, винегрета»

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 29.45 КБ
Технологическая карта Винегрета 519.31 КБ
фото с урока 851.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Богородская школа № 8»

Конспект открытого урока

в 5 классе на тему:

2016 – 2017 уч. год

Приготовление салата, винегрета

Цель: Ознакомление учеников с технологией приготовления винегрета и способом нарезки овощей кубиками. Научить учащихся готовить винегрет.

Образовательная: формирование знаний и умений по приготовлению и нарезке салата из вареных овощей;

Воспитательная: воспитывать организованность, трудолюбие, терпение, аккуратность, уважение друг к другу, эстетический вкус при оформлении готового блюда.

Коррекционно – развивающая: развить мелкую моторику пальцев рук, внимание, творческую активность, умение работать в группе.

Форма проведения: беседа, практика.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Наглядный материал: инструкция при работе с колющими и режущими инструментами, словарное слово и историческая справка, технологическая карта приготовления винегрета, рецепт приготовления винегрета.

Инструменты и оборудование: салатник, глубокие тарелки, ножи, разделочные доски, столовая ложка.

Продукты: отварные овощи – картофель, морковь, свекла; соленый огурец, репчатый лук, растительное масло, соль.

-Здравствуйте ребята! Давайте отметим отсутствующих и приступим к занятию.

Учитель отмечает отсутствующих учеников.

— Сегодня мы познакомимся с техникой безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; со способом нарезки – кубиками. Технологической картой приготовления винегрета.

Называют отсутствующих учеников

Повторение пройденного материала .

  1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Яйца отварные, яичница и омлет.) Правильно!
  2. Назовите определение омлета? (блюдо из яиц с молоком)

Проводится проверочная работа. Учащимся раздаются тетради:

Учащиеся устно отвечают на вопросы

Письменно выполняют работу в тетради

Перфокарта, вклеенная в рабочую тетрадь

Изучение нового материала.

  1. Беседа с учащимися по теме с целью выявления имеющихся знаний.

Сегодня, мы приступаем к изучению новой темы из раздела – «Питание» «Приготовление салата, винегрета».

На стенде написано слово: Винегрет

С чего мы начинаем? (с одевания фартуков и мытья рук) . Молодцы! Надевайте.

Обратим внимание на стенд и ознакомимся с инструкцией

Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами:

Перед началом работы учащиеся обязаны: подготовить инструменты и приспособления к работе.

Вовремя работы необходимо:

1. работать с ножом аккуратно;

2. ножи должны быть хорошо заточены;

3. передавать нож (вилку) только ручкой вперед;

4. нельзя поднимать нож высоко над разделочной доской;

5. при переносе ножа от стола к мойке, нож держат вертикально своему телу;

6. при работе с мясорубкой продукт проталкивать пестиком;

7. открывать бутылки, банки с консервами и компотами следует специальным ножом.

По окончании работы: вымыть инструменты и приспособления, привести кухню в порядок.

Сегодня вы будете учиться готовить винегрет.

ВИНЕГРЕТ (от фр. vinaigre — уксус, то сбрызнуто уксусом). Название «винегрет» появилось в царствование Александра I. Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: «Винегр?» (по-французски vinaigre — уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: «Винегрет, винегрет. » Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.

А какие продукты нужны для приготовления винегрета? (учащиеся называют продукты)

Какие овощи вы принесли из дома? (вареные)

Посмотрим на стенд и ознакомимся с последовательность приготовления винегрета.

Технологическая карта приготовления винегрета.

  1. Продукты для винегрета вареные;
  2. Чистка вареных овощей;
  3. Нарезка овощей кубиками;
  4. Свеклу заправляют растительным маслом;
  5. Овощи соединяют и вымешивают.

Источник

Читайте также:  Приборы для резки салатов
Оцените статью